Зубчатая муфта представляет собой элемент, состоящий из 2-х полумуфт или втулок, прочно надевающихся на обоймы и валы, т.е. на необходимые составляющие части барабана. Втулки имеют наружные зубья, зубья внутренние располагаются на барабанной части. Для обеспечения эффективной необходимой подвижности, опорная часть располагающихся снаружи зубьев подвергается обработке по сфере, что придает им бочковидную форму. Если производится монтаж муфты зубчатой одинарной, то имеет место смещение угловых валов. Такой тип смещения позволяет осуществлять компенсацию всего нескольких одинарных муфт. Чем больше зубьев имеет муфта, тем большей степенью надежности она отличается.
Параметры
К одним из основных параметров определения рабочей способности зубчатой муфты относится стойкость к износу рабочей части зубьев. Она зависит от характера перемещений (углового или линейного типа) и окружного темпа валов. Во время проведения работ эти параметры могут изменяться, также изменяются и фактические параметры подобного зацепления, в том числе, характер распределяемой между зубьями нагруженности. Основными указываемыми в технической документации характеристиками являются динамический момент, номинальный крутящий момент, масса зубчатой муфты, диаметральные и линейные размеры, частота вращений вала.
Конструкция изделия
Конструкция зубчатой муфты представляет собой универсальную модификацию комплектующих устройств, способных компенсировать расхождения между валами даже в большом диапазоне. Состоит изделие из 2-х зубчатых колес, прочно закрепленных на валах, с нарезанными на них наружными зубьями, а также из составного цилиндрического барабана (в его впадины и входят зубья сцепления). Такая конструкция муфты обеспечивает передачу высоких крутящих моментов и отличные компенсационные характеристики.
Виды
Зубчатые муфты бывают следующих видов:
- по исполнению – корпус может быть неразъемным, разъемным;
- по принципу работы – управляемая самой программой (осуществляет соединение и разъединение валов автоматически), постоянная (обеспечивает постоянное соединение валов) и сцепная;
- по виду проводимых работ – упругие и жесткие.
Соединение валов представляет собой основное, но не единственное назначение муфт. Помимо соединения между собой валов и агрегатов, муфты используются для включения и выключения исполнительной части при постоянной работе двигателя, остановки в роли тормоза, предохранения от чрезмерно больших скоростей и пр.
Принцип работы
Принцип работы зубчатой муфты заключается в передаче крутящего момента от одного устройства к другому, и происходит следующим образом:
- зубчатый венец раскручивается за счет выходного вала передающего агрегата;
- на внутренние зубья 1-ой половины обоймы (т.е. корпуса) передается крутящий момент;
- осуществляется передача крутящего момента посредством соединяющих болтов на внутренние зубья 2-ой половины разъемного корпуса;
- входной вал приемного устройства и зубчатый венец 2-ой полумуфты раскручивается крутящим моментом.
Из чего изготавливается деталь
Элементы зубчатых муфт выполняются из высокоуглеродистых марок сталей посредством метода ковки, т.к. данные детали работают в обширном диапазоне скоростей и должны выдерживать значительный уровень нагрузок. Способ литья используется, если диаметр муфты составляет 15 или более см. Одним из основных параметров, по которым определяется качество конструкции зубчатой муфты, является уровень стойкости зубьев к износу. Зубья, для целей уменьшения износа при дальнейшей эксплуатации, подвергаются термической обработке.
Область применения
Эксплуатационные характеристики зубчатых муфт во многом влияют на область применения устройства. Широкое распространение зубчатая муфта получила в сфере машиностроения. К некоторым особенностям применения данных элементов стоит отнести:
- рекомендуемая рабочая температура не должна превышать 120 градусов Цельсия, кроме того, необходимо учитывать различные климатические варианты исполнения;
- устанавливаются для связи горизонтальных, расположенных на одной оси валов;
- основное назначение – передача крутящего момента, варьирующегося в пределах от 1000 до 6300 Нм;
- смещение может быть осевым, радиальным или угловым.
ГОСТ 50895-96
Тип муфты | D | d | d1 | D1 | D2 | D3 | L | B | B1 | b |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Муфта МЗ-1 | 160 | 18 | 40 | 110 | 95 | 65 | 117 | 112 | 114 | 55 |
Муфта МЗ-2 | 182 | 50 | 130 | 110 | 70 | 147 | 138 | 142 | 70 | 75 |
Муфта МЗ-3 | 220 | 40 | 60 | 160 | 145 | 100 | 177 | 172 | 164 | 85 |
Муфта МЗ-4 | 250 | 48 | 75 | 185 | 170 | 110 | 217 | 202 | 209 | 105 |
Муфта МЗ-5 | 290 | 45 | 90 | 210 | 190 | 130 | 242 | 226 | 234 | 115 |
Муфта МЗ-6 | 320 | 55 | 105 | 240 | 210 | 140 | 262 | 251 | 256 | 125 |
Муфта МЗ-7 | 350 | 60 | 120 | 270 | 240 | 170 | 292 | 276 | 284 | 140 |
Муфта МЗ-8 | 380 | 75 | 140 | 300 | 270 | 190 | 332 | 301 | 316 | 160 |
Муфта МЗ-9 | 430 | 85 | 160 | 330 | 280 | 210 | 342 | 316 | 329 | 165 |
Муфта МЗ-10 | 490 | 105 | 180 | 390 | 320 | 260 | 372 | 349 | 360 | 180 |
Муфта МЗ-11 | 545 | 115 | 220 | 380 | 300 | 412 | 389 | 400 | 200 | 30 |
Муфта МЗ-12 | 590 | 135 | 250 | 490 | 420 | 340 | 492 | 464 | 480 | |
Муфта МЗ-13 | 684 | 155 | 555 | 480 | 380 | 537 | 499 | 520 | 260 | 35 |
Муфта МЗ-14 | 734 | 175 | 320 | 608 | 520 | 420 | 577 | 542 | 561 | |
Муфта МЗ-15 | 784 | 195 | 350 | 658 | 560 | 480 | 657 | 622 | 641 | |
Муфта МЗ-16 | 900 | 270 | 390 | 750 | 690 | 530 | 794 | 710 | 732 | 340 |
Чертеж зубчатой муфты