Ступицы

Ступицы колеса - определение, устройство, назначение, что это такое

Леонид Бузин
Леонид Бузин Руководитель направления Сервисной службы
Опубликовано 17.07.2024 3 мин. 16321

Ступица – сердцевина во вращающемся механизме, с отверстием для посадки на вал/ось. Служит основной деталью колеса и подвески, предназначена для фиксации и установки колеса, а также всех его компонентов. Обеспечивает доступ к другим деталям в случае поломки, кроме тех ситуаций, когда выходит из строя тормозной барабан, диск или подшипник.

Классификация ступиц

Для ведущих управляемых и неуправляемых колес. Для неуправляемых: деталь устанавливается на ведущих осях легковых/грузовых автомобилях, в том числе и спецтехнике, но только с задним приводом. Для управляемых: ступица размещается на переднем мосту автотранспортных средств с передним приводом, оптимальна также и для полноприводных автомобилей.

Для ведомых управляемых и неуправляемых колес. Для управляемых колес: крепится на передних колесах, но для машин с задним приводом. Для неуправляемых: установка ступицы предусмотрена на задние колеса, но с передним приводом.

Ступица в разборе.

Функции и задачи ступиц

Ступица, как часть подшипника, обеспечивает колёсам автомобиля полноценное вращение. Все ступицы передают крутящий момент колесу, удерживают тормозную систему авто, крепят колесо к подвеске, вращают его вокруг оси. За счёт этого автомобиль осуществляет свою главную функцию – едет.

В передних и задних колёсах детали подшипника выполняют немного разные функции. Основные задачи ступиц передних колёс – соединение диска с поворотным механизмом, торможение и движение автомобиля в целом, если он переднеприводный. Дело в том, что в этом случае именно через эту запчасть происходит вращение колеса.

В заднеприводных автомобилях важными являются не только передние, но и задние ступицы. Они обеспечивают крутящий момент, ответственные за тормозной путь машины, оснащены датчиками движения и скорости (в современных иномарках).

Для чего нужна ступица колеса

  • Передача крутящего момента колесу;
  • Удержание узлов на полуоси;
  • Обеспечение вращения колеса;
  • Удержание барабана и тормозного диска;
  • Фиксация диска колеса.

Автомобильная ступица.

Конструкционные особенности

Конструкция ступицы состоит из обода со шпильками или отверстиями – они нужны для крепежа колеса. Во внутренней части изделия есть специальное посадочное место для подшипника. В запчасти есть также отверстие, чтобы установить полуось. А в дорогих современных авто можно также увидеть «гнездо» - это посадочное место для датчика АБС. Конструкция подшипника может отличаться: бывают конусообразные и роликовые. Бывают ещё шариковые, но их сейчас использовать не рекомендуют.

Чертеж ступицы

Чертеж ступицы.

Назначение

Функциональные особенности детали в первую очередь сказываются на работе тормозного и рулевого управления. Благодаря работе ступицы осуществляется вращения колеса вокруг оси, при этом подвеска закреплена и надежно удерживается на посадочном месте.

Особенности крепления

Ступица крепится к подшипнику или двум, благодаря чему имеет возможность вращаться и передавать это вращение колесу. Металлическую запчасть прикрепляют шайбой или несколькими гайками. Само изделие устанавливают на край коленвала с помощью подшипника. Сейчас обычно ступицы крепят к роликовым или конусным подшипникам. Изделие для крепления колеса изготавливают из высокопрочного металла в виде цельнолитой болванки. Заготовку потом мастер обрабатывает на станке до готовой запчасти.

Для каких видов спецтехники применяется

  • Строительной: бетономешалки, автокраны и экскаваторы;
  • Подъемной: автовышки, краны-манипуляторы, погрузчики;
  • Коммунальной: снегоуборочные машины;
  • Сельскохозяйственной: уборочные машины;
  • Дорожной: бетоноукладчики и асфальтоукладчики, а также катки.

Стандартные характеристики и размеры

Подшипниковые детали для крепления колёс изготавливают разного размера. Речь идёт о диаметре ступицы. Размерные характеристики запчасти всегда будут зависеть от марки автомобиля и размера колёсных дисков. Производители придерживаются правила: цилиндр металлического изделия должен всегда совпадать с размером колеса автомобиля. Определением этих параметров занимается специальная система – DLA. Дело в том, что большие колёса на ступицах маленького диаметра будут болтаться. Иногда для колёсных дисков большого диаметра, под которые не подходит стандартная ступица, устанавливают дополнительное переходное кольцо.

Дополнительное переходное кольцо на ступице.

Причины поломки и замена ступицы

Из-за поломанной ступицы может барахлить тормозная система. Если вовремя обнаружить и устранить поломку детали, можно избежать серьёзных аварий и трат на более сложный ремонт. Причинами поломки детали подшипника могут стать: агрессивная и неаккуратная езда, «дрифтование», протирание брюхом автомобиля гравия, песка или грязевой жижи на дорогах, регулярное попадание колёсами в ямы и на кочки, перегруз. В некоторых случаях, запчасть может выйти из строя из-за изначального брака при сборке на заводе. Среди основных признаков выхода из строя запчасти – слабые толчки, неприятный звук, ощущение вибрации кузова, укачивание.

Определить поломку ступицы поможет стук и слух:

  • Первый способ – постучать о колесо ногой. От лёгких ударов шины не должны ни шататься, ни люфтовать. Если же ощутили шатание или заметили зазор между запчастями при постукивании, то это сигнал о поломке.
  • Другой вариант – прислушаться во время езды. Если из-под колёс доносится неприятный режущий звук или любой другой посторонний шорох – деталь колеса следует немедленно заменить.

На передних и задних колёсах неисправность запчасти определяют по-разному.

На передних шинах это сделать проще. Нужно разогнать автомобиль до скорости 60 км/час и выше и повилять по дороге в разные стороны. Если поломался левый подшипник, то звук будет усиливаться на левом повороте, а если правый – соответственно при повороте вправо.

Неисправные ступицы на задних колёсах ведут себя иначе. Определить, какая поломалась – трудно. Бывает, что неприятный звук доносится справа, но сломана левая запчасть. Опытные автомобилисты советуют приподнять корму авто, после чего покрутить колесо в разные стороны. Одно и другое. Там, где услышите хруст, посторонний звук или обнаружите люфт – нужен ремонт либо замена детали.

Ступичные подшибники

Данная деталь представляет собой подшипник качения, состоящий из внутренних/наружных колец и сепаратора. Какие виды выделяют:

  • Упорные;
  • Радиальные;
  • Упорно-радиальные;
  • Радиально-упорные.

Леонид Бузин
Леонид Бузин Руководитель направления Сервисной службы


Остались
вопросы?

Ответим на любой ваш вопрос по производству, обслуживанию станков и оборудования.

Заполните анкету, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Даю согласие на обработку своих персональных данных, ознакомлен и согласен с условиями Политики конфиденциальности, ознакомлен с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Спасибо, мы получили ваш вопрос. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Выберите город

Ответим на любой ваш вопрос

Даю согласие на обработку своих персональных данных, ознакомлен и согласен с условиями Политики конфиденциальности, ознакомлен с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Вопрос успешно отправлен

Спасибо, мы получили ваш вопрос. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Быстрое оформление заказа

Даю согласие на обработку своих персональных данных, ознакомлен и согласен с условиями Политики конфиденциальности, ознакомлен с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Заказ успешно оформлен

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Оставить отзыв

Даю согласие на обработку своих персональных данных, ознакомлен и согласен с условиями Политики конфиденциальности, ознакомлен с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Отзыв успешно отправлен

Отзыв будет опубликован после модерации

Ваш заказ

Итого 0₽

Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Мы получили
ваш заказ

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время